Омоложение посредством дыхания
Йогины-практики всегда подчёркивали значение глубокого дыхания не только как одного из средств повышения духовной самокультуры, но и как важного условия сохранения крепкого здоровья, молодости и поэтому —увеличения продолжительности жизни. В сущности, утверждение, что правильное дыхание может омолодить деградирующие органы и всё тело, не является ни загадочным, ни преувеличенным. Современные исследователи проблем медицины убедительно доказывают, что такое обновление может быть осуществлено посредством развития дыхательного аппарата. В Индии это мнение йогины твёрдо отстаивали уже несколько тысяч лет назад.
Говоря о процессе омоложения, осуществляемом посредством правильного дыхания, Говард в своей популярной работе замечает: «Увеличение количества красных кровяных телец в организме происходит благодаря механическому процессу. Состав крови меняется всегда в зависимости от разнообразных внутренних факторов и влияния внешней среды. Определённое понижение атмосферного давления на поверхность тела освобождает кровяные тельца, которые были зажаты, спрессованы где-то в тканях или в крохотных сосудах, и они присоединяются к общей циркуляции. У людей среднего возраста и старше красные кровяные тельца распределены неодинаково из-за давления жировых отложений, неэластичности сосудов и ослабления диафрагмы. Движение последней может быть (и обычно так оно и есть) ограничено чрезмерно увеличенным желудком или кишечником.
Такое положение вещей означает, что красные кровяные тельца зажаты или оттеснены в какие-либо складки или тупики. Они концентрируются в таких местах и, так как не могут получить кислорода, отмирают, превращаясь в ненужные вещества, которые всасываются и становятся причиной образования отложений и тугоподвижности суставов.
Среди многих важных моментов, связанных с дыхательной деятельностью человека, наибольшее влияние на жизнеспособность организма оказывают следующие:
(а) поглощение кислорода,
(б) удаление двуокиси углерода,
(в) восстановление динамического равновесия,
(г) повышение объёма артериализованной крови,
(д) успокоительное воздействие на нервную систему и
(е) максимальное укрепление жизненных сил организма с целью увеличения продолжительности жизни.
(а) Поглощение кислорода.
С точки зрения гигиены цель всех дыхательных упражнений должна заключаться в усвоении максимального количества кислорода при минимальных затратах энергии. Контролируемое нормальное положение брюшной стенки, которое является обязательным условием дыхания йоги, в отличие от обычного глубокого дыхания, выполняемого с расслабленным или выпяченным животом, способствует вдыханию большего объема воздуха. Вебер убеждает нас, что глубокие вдохи замечательно улучшают питание и деятельность сердца, не говоря уже о питании и эффективности работы самих лёгких, которые в пожилом возрасте претерпевают своего рода атрофию. Далее он отмечает, что глубина вдоха значительно увеличивается, если на вдохе контролировать положение брюшной стенки. Это заявление может быть окончательно подтверждено скрупулезными опытами по измерению внутригрудного, внутрилёгочного и внутрибрюшного давления во время выполнения дыхания Йоги.
Более того, при традиционном глубоком дыхании, обычно рекомендуемом или выполняемом с энергичными упражнениями того или иного типа, потребление кислорода тканями превышает возможности органов дыхания и кровообращения. Эта кислородная недостаточность перевешивает ту пользу, которую может принести глубокое дыхание, и, если его выполнять в умеренном объёме, оно не обязательно укрепляет органы дыхания. При дыхании Йоги неподвижная поза и психическое состояние, в которых отсутствует динамический элемент, не вызывают недостатка кислорода, но напротив, вдыхание большого количества воздуха, богатого кислородом, способствует тому, что воздух в альвеолах постоянно содержит 22 процента его, что приблизительно на 6 процентов больше обычных 16, автоматически сохраняемых в альвеолярном воздухе . Эти и другие данные о химическом составе воздуха и газообмене убедительно доказывают, что виды дыхания Йоги физиологически вполне приемлемы и даже лучше других упражнений по глубокому дыханию в смысле насыщения крови кислородом и ухода за органами дыхания.
(б) Удаление двуокиси углерода.
Халдейн, Вьерордт, Спек и другие физиологи считают, что измерение количества воздуха, обмениваемого обычно при каждом дыхательном акте, или дыхательного объёма, подтверждает, что лёгкие не освобождаются от него полностью. Определённое количество воздуха всегда остаётся в альвеолах, этот остаточный воздух не выходит из них даже при самых глубоких выдохах. Но при задержке дыхания, например при кумбхаке, в лёгочных альвеолах увеличивается концентрация двуокиси углерода, а это условие крайне необходимо для достаточной вентиляции альвеол. После такой задержки в процессе речаки, сознательного выдоха, из лёгких выходит вместе с воздухом очень большое количество накопленной двуокиси углерода; а следующий сразу же за выдохом глубокий вдох доставляет достаточно свежего воздуха, и таким образом меняется объём и состав остаточного воздуха. К тому же при отсутствии условий для накопления большого количества двуокиси углерода, а именно физического и умственного труда и т. п., во время выполнения дыхания Йоги выделение двуокиси углерода за единицу времени уменьшается, это способствует увеличению длительности вдохов и выдохов, что в свою очередь уменьшает количество отработанных материалов в теле и повышает тонус органов дыхания и кровообращения . Таким образом, становится ясно, что при дыхании Йоги выделение двуокиси углерода уменьшается, вдохи и выдохи становятся более длительными, а концентрация и количество двуокиси углерода приобретает размеры, которые способствуют ее более эффективному удалению, чем это возможно при обычных упражнениях по глубокому дыханию.
(в) Динамическое равновесие.
Одной из целей дыхания Йоги является создание внутренней, органической и естественной гармонии — условия обычного равновесия — и регуляция дыхательных движений посредством переменного дыхания. Этого динамического равновесия вряд ли можно добиться обычными приемами глубокого дыхания, которое не стимулирует максимальную внутреннюю координацию. По философии Йоги, существует два вида нервнобиологических (пранапа-на ваю) воздействий, которые вызывают и контролируют дыхательный акт. Первое, которое называют положительным, возникает в результате солнечного (сурья) влияния и дыхания через правую ноздрю, а второе, называемое отрицательным, порождается лунным влиянием (чандра) и дыханием через левую ноздрю.
Считается также, что координация этих двух биодинамических потоков поддерживает всю жизнедеятельность организма и что непременным условием хорошего здоровья является их равновесие. В отличие от обычного глубокого дыхания переменное дыхание Йоги создаёт гармонию в воздухоносных путях, лёгких и нервной системе и таким образом регулирует и координирует дыхательные движения и соответственно влияние биоэнергии («праны), что является, по сути, одной из целей Хатха-йоги.
(г) Объём артериализованной (насыщенной кислородом) крови.
Благодаря изменению давления во время дыхания Йоги, которое более ярко выражено, чем при обычном глубоком дыхании, при каждом дыхательном цикле происходит артериализация очень большого количества крови. Говард отмечает: «Простое глубокое дыхание, нацеленное на увеличение объёма лёгких, бесполезно, если воздух при вдохе не проникает повсюду в каждую клеточку тела». Физиологически невозможно максимально повысить качество артериализации, если глубокое дыхание не сопровождается улучшением кровообращения в лёгких. То, что это возможно, признают современные физиологи. Таким образом: «Падение внутригрудного давления способствует притоку крови из вен за пределами грудной клетки в вены грудной клетки, к правой стороне сердца и в лёгочную артерию. Также усиливается приток лимфы из нижней части грудного лимфатического протока в верхнюю».
Общеизвестно, что здоровье, тонус и сила организма зависят в основном от количества и качества крови, циркулирующей в нем. При дыхании Йоги благодаря благотворной скоординированное положительного и отрицательного давления в грудной полости общее и лёгочное кровообращение улучшается как в смысле количества, так и в смысле качества даже без физических упражнений, которые обычно требуют значительных затрат тканей тела и биоэнергии.
(д)Успокаивающее воздействие на нервную систему.
Глубокое дыхание, которое первоначально — в период ранних Упанишад, около 700 лет до н. э., связывалось с процессом концентрации, позже было рекомендовано древними учителями практической Йоги, такими, как Яджнавалькья, Матсиендра, Горакша и другими, и как гигиеническое и профилактическое средство, предупреждающее некоторые болезни.
Йога видит ценность глубокого дыхания прежде всего в его воздействии на нервную систему и содействии развитию умственной и психической культуры, чем в его оздоравливающем влиянии на физиологический механизм человека и в увеличении продолжительности жизни. Таким образом, кроме того, что глубокое переменное ритмичное дыхание Йоги полезно для тела, оно ещё и положительно воздействует на психику. То, что между психической деятельностью и дыханием должна быть какая-то связь, кажется вполне естественным, если принять во внимание, что с каждым вдохом и выдохом мозговая деятельность продолжается бессознательно и непроизвольно. Мало кто знает и ещё меньше интересуется тем, что любое изменение в психическом состоянии сопровождается соответствующим изменением объёма, силы ритма дыхания, и что такое непрерывное взаимодействие мозга и лёгких можно свободно использовать для развития паранормальных физических и психических способностей. Йогины утверждают, что увеличение и уменьшение глубины дыхания вызывает соответствующие изменения в деятельности мозга. Например, при глубоком и частом дыхании кровообращение в мозгу усиливается. Это означает быстрое и обильное кровоснабжение мозга, что, в свою очередь, не может не вызвать немедленных изменений ментальных процессов (читта-вритти). Существует такое мнение: «Тот, кто контролирует течение праны, управляя дыхательной системой, автоматически приобретает контроль над деятельностью ума (читта). Подобным образом тот, кто владеет контролем над деятельностью ума, автоматически получает контроль над праной и, следовательно, над дыханием».
Эта симпатическая взаимосвязь между дыханием и психикой настолько тесна, что при некоторых условиях она порождает удивительные явления. Стеббинс говорит: «Вполне возможно, что мозг может быть вовлечён в интенсивную молекулярную деятельность, а ум занят решением проблем созидания, и при этом лёгкие не будут реагировать на такие эмоции и мысли, но добиться этого можно только в результате продолжительных тренировок. Другими словами, в абсолютно естественном состоянии дыхание будет меняться в соответствии с глубиной мысли или силой эмоций, доминирующих в мозгу. Когда мысленные вибрации пробуждают к действию высшие интеллектуальные силы ума, дыхание все больше замедляется и замедляется, пока в экстатическом состоянии отрешённости мы почти не перестанем дышать».
Сведенборг также очень хорошо объяснил воздействие умственной деятельности на дыхание. Он замечает: «Течение мысли соответствует дыханию. Сначала научитесь чувствовать свои мысли. Таким образом, когда человек занят нескончаемой мыслью, его вдохи и выдохи длинны; когда он думает быстро, его дыхание становится частым; когда ум его сотрясает буря гнева, его дыхание тоже бурное; когда состояние его души глубокое и спокойное, таково же и его дыхание. Но пусть он попробует сделать всё наоборот; пусть он попытается думать нескончаемые мысли и одновременно дышать порывисто, и он обнаружит, что это невозможно».
Древние йогины во всей полноте понимали возможности воздействия праны на психику посредством управления дыханием. В текстах по практической Йоге говорится, что дыхание замедляется, когда мысли замедляют свой бег, и что движение мысли приостанавливается, если дыхание сдерживается. Если приостановить одно, приостанавливается и другое. Когда и ум и дыхание остаются под контролем, достигается благословенный Абсолют. Лучшим способом достижения внутренней гармонии и концентрации является создание гармонии дыхания в первую очередь, а последнего эффективно можно добиться только выполняя различные приемы дыхания. Йога использует дыхание в основном для установления контроля над течением биоэнергии и посредством этого контроля —управления умом. Современные исследователи полностью разделяют такую точку зрения, как и другие мнения о возможностях взаимодействия психики и дыхания. Например, в некоторых эмоциональных состояниях — отчаянии, надежде, гневе, страхе, ненависти и др. — дыхательные движения выполняются в ритме, компенсирующем силу эмоции силой дыхания. Опытному психологу определить ваше эмоциональное состояние по ритму вашего дыхания так же легко, как хорошему терапевту — выявить природу заболевания тела по частоте пульса. Знание о взаимосвязи мозга и дыхания существовало уже много веков назад. Опираясь на него, древние адепты самокультуры, йогины, создали много специальных приемов дыхания в надежде достичь покоя ума посредством регуляции дыхательных движений.
Какими бы ни были мнения и взгляды на эту проблему, одно несомненно: выполнение глубокого удлинённого дыхания со временем приносит устойчивое психическое равновесие. А это экономит большое количество динамической энергии нервной системы, которая расходуется при физическом или психическом разладе, возбуждении и волнении. Удлинённое глубокое дыхание действует как сильное тонизирующее средство для нервов и обеспечивает здоровое состояние ума и тела. Но, поскольку успокоительное воздействие на нервную систему больше свойственно удлинённым и спокойным дыхательным актам, чем просто глубокому дыханию, нетрудно увидеть разницу между относительным химическим, метаболическим и психическим воздействием обычного активного глубокого дыхания (приблизительно шесть дыхательных циклов в минуту) и ритмичным дыханием Йоги (приблизительно один дыхательный цикл в минуту). Недаром на Востоке йогины, чтобы достичь состояния психического покоя и умственного равновесия, использовали специальные приемы дыхания, сильно отличающиеся от известных сегодня на Западе упражнений по глубокому дыханию.
(е)Максимальное укрепление жизнеспособности организма для увеличения продолжительности жизни.
Очень жаль, что значение слова прана, которое так часто, уместно и настойчиво употребляется во всех работах на санскрите, особенно в текстах по Йоге, не было достаточно глубоко понято и истолковано восточными учёными и приверженцами практической Йоги. Даже так называемые надёжные и ревностные истолкователи Йоги — по сути, имитаторы этой великой системы — вполне закономерно переврали значение слова прана, интерпретировали его как просто «дыхание» и, более того, в некоторых случаях предпочли использовать слово «кислород».
Использование слова прана в отдельных местах некоторых работ по практической Йоге в значении «дыхание» носит символический характер; здесь это слово означает форму использования праны, а именно одну из форм её применения для регуляции дыхания. Согласно методике и терминологии практической Йоги, прана — это не дыхание, но, несомненно, — «биомоторная сила», заполняющая собой всё тело; наиболее подходящим научным термином на сегодняшний день является «биоэнергия». Она (прана) пропитывает всё существо человека, и только она питает жизнь. Она поддерживает тело, своей многообразной деятельностью сохраняя гармонию и единство субстанций психики и тела. То, что ортодоксальные физиологи называют жизненной силой или жизненной энергией (Скотт), биологи — биомоторной силой (Хэкель) или, ещё лучше, биоэнергией (Дорланд), а современные учёные — «летучей энергией в теле» (Стайлз), что совпадает с определением древних йогинов капаласпада, и есть по сути та самая прана, о которой говорит практическая Йога.
Вряд ли возможно отрицать, что знание праны, понимание её деятельности и овладение контролем над ней послужили древним йогинам огромным подспорьем в изучении и развитии сил человека, особенно если учесть, что современная наука признается в своей неспособности постичь её тайны. Бертран Рассел может сказать о ней лишь, что «...этот «химический империализм» — любопытное химическое свойство, которое при наличии подходящих внешних условий превращает массу мёртвого вещества в живое. Именно это свойство сделало возможной органическую эволюцию». Стеббинс честно признаёт, что «...есть нечто такое, существующее в атмосфере помимо кислорода, что, вероятно, является настоящей основой жизни, нечто, о чём наука настоящего ничего не знает и, соответственно, чего она не может объяснить».
Йогины доказывают, что при помощи определённых приемов глубокого и ритмичного дыхания можно значительно повысить общий тонус организма и его жизнеспособность — то есть посредством сохранения праны, контроля и управления ею, и более того, что максимальное повышение жизнеспособности организма является хорошей профилактической мерой для предупреждения заболеваний и, следовательно, помогает продлить жизнь.