Йога для начинающих

Йога - не древний миф, преданный забвению, а самое ценное наследие и насущная потребность сегодняшнего дня и завтрашней культуры...

Изучаем йогу вместе...

Нади шодхана пранаяма

Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю.


Затем, вдыхая через правую ноздрю, он постепенно наполняет брюшную полость, выполняет кумбхаку, как и ранее, а затем полностью выдыхает через левую ноздрю.
Вдыхай через ту же ноздрю, через которую делался выдох, максимально задержи дыхание и выдохни через другую ноздрю медленно и без усилий.


Первая практика пранаямы представляет собой дыхание поочередно каждой из ноздрей, что активизирует и гармонизирует каналы ида и пингала. Эта практика известна как «нади шодхана пранаяма». Шодхана означает «очищать». По-русски эта практика называется «очищение нади».


Если вы никогда не выполняли пранаяму ранее, то для того, чтобы изучить и практиковать ее правильно, важно, чтобы вы сначала хорошо ознакомились с естественным процессом дыхания. Это может быть сделано при помощи следующих техник.

 

Техника 1

 

Сядьте в сиддхасану или в сиддха йони асану. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно и полностью вдыхайте и выдыхайте через левую ноздрю.
Выполните это десять раз, а затем повторите тот же самый процесс с противоположной ноздрей, закрывая левую ноздрю безымянным пальцем правой руки и оставляя два средних пальца согнутыми и свободными. Управляйте дыханием так, чтобы вдох и выдох продолжались приблизительно одно и то же время. Считайте до трех, четырех, пяти или шести при вдохе, а затем выдыхайте на тот же самый счет. Соотношение времени вдоха и выдоха должно быть 1:1. Выполните до десяти таких циклов.


Позже соотношение времени выдох/вдох будет изменено и добавится также кумбхака (задержка). Сначала, однако, вы должны научиться уравнивать по времени интервалы вдоха и выдоха. Соотношения времени изменяются в таком порядке: 1:1, 1:2, 1:2:2, 1:4:2, 1:4:2:3.


Имеется два способа закрывания ноздрей. Один из них заключается в использовании большого и безымянного пальцев правой руки при согнутых средних пальцах. Второй заключается в выполнении насагра/насикагра мудры, в которой указательный и средний папьцы помешаются между бровями у основания носа. Большой палец используется для закрывания правой ноздри, а безымянный — для закрывания левой ноздри. В любой из техник всегда используется правая рука, даже если вы левша и используете в основном левую руку.

 

Техника 2

 

Вдыхайте, как в технике 1, через левую ноздрю. Затем выдыхайте через правую ноздрю. Выполните это десять раз.
Затем десять раз вдохните через правую ноздрю и выдохните через левую.
Выполняйте от пяти до десяти таких циклов. Затем продолжайте выполнять это для все большего числа циклов, стараясь сделать интервалы вдоха и выдоха совершенно равными.

 

Техника 3

 

Объедините две стадии техники 1. Вдыхайте через левую
ноздрю, выдыхайте через правую, вдыхайте через правую и
выдыхайте через левую. Это один цикл.
Выполняйте от пяти до десяти циклов.

 

После некоторого совершенствования в этой предварительной стадии следует начинать практиковать пади шодхану с задержкой дыхания. В момент задержки дыхания обе ноздри должны быть закрыты за счет сжатия их пальцами. Сжимайте их несколько выше нижнего края и старайтесь полностью перекрыть ток воздуха. В «Гхеранд Самхите» говорится: «После вдоха в течение всего времени задержки удерживайте две ноздри большим и безымянным пальцами и мизинцем, не используя указательный и средний пальцы».


Во время практики следите, чтобы голова и туловище не наклонялись ни в какую сторону. Если правая рука устает, поддержите ее локоть ладонью левой руки. Когда вы увеличите длительность периодов вдоха и выдоха и будете полностью управлять дыханием, вы будете готовы ввести в свою практику задержку дыхания. Никогда, однако, не нужно перенапрягаться; кумбхака должна развиваться постепенно.

 

Техника 4

 

Сядьте в сиддхасану или в сиддха йони асану.
Выполняйте все, как в технике 3, но после вдоха добавьте задержку дыхания.
Начинайте с соотношения 1:2:2. Спустя месяц или около этого начинайте выдерживать соотношение времени 1:4:2.


Рекомендуемой позой является падмасана, но наиболее практичной для большинства людей является сиддхасана или сиддха йони асана. Падмасану следует использовать лишь тем людям, кто может просидеть в ней как минимум пятнадцать минут без малейшего дискомфорта.


Если вы только начинаете изучать пранаяму, то вас может привести в замешательство вопрос о том, через которую ноздрю вы должны делать вдох и выдох. Вы должны поддерживать в себе осознавание того, что вы делаете. После вдоха выполняется задержка дыхания, а затем делается выдох через другую ноздрю. Затем вы вдыхаете через ту же самую ноздрю, через которую только что выдыхали. Через несколько недель практики все это превратится в ритмичную процедуру, не вызывающую какого-либо замешательства.


Пранаяму недостаточно практиковать, всего лишь вдыхая и выдыхая. Должна строго выдерживаться длительность каждого из временных интервалов цикла дыхания. Начните осторожно с соотношения 1:1:1, даже если вы в состоянии задерживать дыхание и на большее время. Спустя неделю или более вы можете увеличить соотношение до 1:2:2 и далее.


Длительность каждого из интервалов времени должна увеличиваться постепенно. Предположим, например, что вы начали практику со вдоха в течение счета до трех, задержки в течение счета до шести и выдоха в течение счета до шести. Каждые три дня вы можете увеличивать длительность каждой фазы на единицу, пока не достигнете максимума своих возможностей. Пранаяма должна развиваться медленно и систематически, так что легкие и нервная система никоим образом не могут повредиться. Вот почему всегда рекомендуется, чтобы пранаяма практиковалась под наблюдением учителя или гуру.


В «Гхеранд Самхите» написано: «Есть три стадии пранаямы. На первой стадии вдох длится 12 матр или счетов, задержка — 48 и выдох — 24. На второй стадии вдох длится 16 матр, задержка — 64 и выдох — 32. На наивысшей стадии вдох длится 20 матр. задержка — 80 и выдох — 40». В полной конечной стадии пранаямы задержка выполняется также после выдоха.


Очень важное значение имеет время одной матры или счета. Сегодня для этого может быть использован метроном, но традиционно существовало четыре способа судить о времени:

1) время, необходимое для того, чтобы сделать круг вокруг колена и щелкнуть пальцами;

2) время, необходимое для того, чтобы хлопнуть в ладоши три раза;

3) время полного вдоха и выдоха во время глубокого сна;

4) время, необходимое для произнесения звука Аум. Конечно, во время выполнения пранаямы не очень практично шелкать пальцами и выполнять тому подобные вещи. Счет можно спокойно выполнять в уме — один Аум, два Аум. три Аум...


Когда пранаяма выполняется без повторения мантр, она называется нигарбха. Когда во время вдоха/задержки/выдоха повторяются мантры, это известно как сагарбха. Метод сагарбха нади шодхана приводится в «Гхеранд Самхита». Он описывается так: «Вдыхание (через левую ноздрю) с повторением вайю биджа мантры (ям) в течение 64 матр, задержка дыхания на время повторения ям в течение 64 матр и выдох через правую ноздрю за время повторения биджа мантры в течение 32 матр. Затем подъем «огня» из основания пупка и созерцание его света, ассоциированного с элементом земля. Повторяя агни биджу (рам) в течение 16 матр, вдыхай через правую ноздрю и задерживай дыхание, повторяя рам в течение 64 матр». Это традиционный метод, но у него есть вариации.


Свами Шивананда из Кишикеша, например, описывает метод нади шодханы, который включает в себя визуализацию процесса очищения. Созерцайте светящийся шар луны на кончике носа. Вдыхайте через левую ноздрю, повторяя тхам в течение 16 матр. Выполняйте задержку, повторяя вам в течение 64 матр, и представляйте себе нектар, текущий через нади и очищающий их. Затем выдыхайте через правую ноздрю, продолжая концентрироваться на мантре лам в течение 32 матр, то есть выдерживая соотношение 1:4:2. Но в такой высокой пропории и вдох/задержка/выдох нет необходимости. Это соотношение может быть подобрано согласно индивидуальным способностям практикующего.


Во время вашей практики пранаямы старайтесь уменьшить движение воздуха до минимума и увеличить длительность цикла дыхания до максимума. Если вы задыхаетесь или чувствуете себя уставшим и обессилевшим, вы должны ускорить дыхание и уменьшить пропорцию и счет для каждой фазы. Если у вас появляются фурункулы или угри или имеют место поносы, запоры или жар. то наиболее вероятно, что это обусловлено процессом восстановления баланса нади и их самоочищением. Конечно, вы должны обеспечить также, чтобы ваши стиль жизни и питание были правильно сбалансированы и чтобы практика вашей асаны была систематической.


Йог Сватмарама утверждает, что нади шодхана очистит нади в течение трех месяцев. Конечно, для того, чтобы это имело место, должны быть выполнены и другие условия. Вы должны практиковать регулярно в течение длительного периода времени, посвящая много часов только практике пранаямы. По-видимому, если на последней стадии нади шодханы будет выдерживаться соотношение 20:80:40:60, то нади будут очищены за три месяца. Для большинства людей этот период будет более длительным. Если вы вернетесь к беспечному образу жизни без каких-либо ограничений, то нади снова станут нечистыми. Пока кундалини не пробудится, должна поддерживаться некоторая дисциплина, иначе все возвратится к старому.


Задержку следует практиковать четыре раза в день: рано утром, днем, вечером и в полночь, так чтобы число задержек постепенно дошло до восьмидесяти (за одно занятие).


Те, кто полностью посвятил свою жизнь садхане хатха-йоги, должны практиковать пранаяму в эти четыре указанные момента времени, но конечно же, в наше бурное время и при нашем образе жизни мало кто найдет это возможным. Для среднего человека достаточно практиковать раз в день. Лучше всего вставать рано утром, принимать ванну, выполнять, если необходимо, нети/кунд-жал, а затем асану и пранаяму. Если вы имеете возможность выполнять садхану по вечерам, то делайте это до принятия пищи.


Конкретное время практики важно с точки зрения его связи с ритмами тела и периодами солнечной и лунной активности. В эти моменты происходит смена ритмов тела и внешних энергетических ритмов, и более вероятно, что сушумна нади станет активной.


Время рано утром означает за полтора часа до восхода солнца; оно называется брахмамухурта , «период Брахмы». В это время наше подсознание является активным, и если вы спите, то скорее всего видите сны. Это время, когда с наибольшей вероятностью могут проявиться наши подсознательные переживания.


Большое значение имеет время восхода солнца, называемое сандхья. Сандхья — это встреча дня и ночи. Сандхья представляет собой то время, когда ида и пингала сливаются с сушумной в аджна чакре. Внешние воздействия захода солнца или начала вечера влияют на ритмы и функции тела, делая его более способствующим слиянию пран из различных нади в сушумне.


Аналогичным образом в полночь и в полдень также имеют место изменения во внешней и во внутренней энергиях. Все становится спокойным. Полночь является особенным временем для садхаки, желающего пробудить шакти. Она была названа «колдовским часом», поскольку в это время в мозгу активны «призраки». Ночью мозг функционирует по-особому, в нем выделяются другие химические гормоны.


В указанные моменты времени происходят изменения в уровнях энергии в иде и пингале. Во время каждого цикла работы иды и пингалы имеются фазы, когда энергия достигает своего пика или минимума. Между каждыми двумя циклами имеется период, когда энергия является стабильной, и поэтому это наиболее благоприятное время для садханы и для задержки дыхания. Таким образом, время, рекомендованное для практики задержки дыхания, выбрано в соответствии с биологическими и праническими активностями, имеющими место в это время.


Для большинства людей не рекомендуется практиковать пранаяму в полночь, если это явно не указано гуру. Если вы практикуете в это время, то это нарушает нормальный образ жизни; окружающие вас люди будут смотреть на вас, как на ненормального. Кроме того, поскольку в это время подсознательный ум является активным, то если на поверхность выйдет отрицательное впечатление, то есть проявятся «призраки» вашего ума, вы можете иметь такие пугающие вас переживания, с которыми не сможете справиться.


Если вы практикуете пранаяму по утрам и вечерам и живете простой жизнью, то ваши чистые мысли не дадут этим призракам выйти на поверхность, так что раскроются только ваши положительные переживания. Пока ваши тело и ум не очистятся, продвигайтесь в своей практике очень медленно и только согласно указаниям гуру. Не будьте слишком большими энтузиастами и не спешите сверх меры.


Пранаяма должна выполняться в правильной пропорции с другими практиками и с вашей обычной дневной деятельностью. В свою садхану следует включать также другие формы йоги, чтобы имело место сбалансированное развитие. Человек, который сразу принимает слишком большой темп и интенсивность в своей садхане, не сможет выдержать подобный график занятий в течение многих лет. Постепенно наращивайте свою садхану в соответствии с имеющимся у вас временем и с ментальными, физическими и психическими способностями.


Когда тело и ум очищены и количество праны увеличено, тогда во время пранаямы проявляются различные физические симптомы. Тело нагревается в связи с увеличением активности симпатической нервной системы. Если оно потеет даже несмотря на холодную погоду, то определенно имеет место пробуждение праны. Могут иметь место приливы тепла, или вы можете даже не заметить никакого избыточного тепла.


На второй стадии может появиться мелкая дрожь или подобные ощущения в спине или подергивания рук, лица или других мышц. Когда ум, тело и дыхание станут полностью стабильными, практика бывает особенно совершенной. Конечная стадия наступает тогда, когда дыхание прекращается само собой.


Поначалу, когда пранический поток становится более интенсивным, периферийные части тела могут вибрировать. Через центральную нервную систему проносятся импульсы, которые вызывают ощущение зуда или покалывания. Прана накапливается в различных участках тела и может создавать странные ощущения в груди, брюшной полости, кишечнике или в органах выделения, а иногда из нижней части кишечника или из области заднего прохода может доноситься урчание и другие звуки.


Когда садхака начинает практиковать пранаяму, метаболизм тела подвергается изменениям. Темп сердцебиения и давление крови активизируются, и все процессы в теле становятся более энергичными. Стимулируются выделения пищеварительных секретов и работа органов выделения. Для того, чтобы сохранить баланс в теле в период приспособления тела к новому режиму работы, желательно принимать молоко, потому что оно оказывает нейтрализующее воздействие на тело и помогает смазывать и увлажнять всю систему. Молочные продукты помогают увеличить количество жиров, которые важны для изоляции тела во время увеличения количества праны. В противном случае, если жиры быстро используются, вы можете получить «короткое замыкание» в энергетической системе. Если жиры сгорают прежде, чем они будут распределены по телу, то увеличивается нагрузка на механизмы лимфатической системы. Лимфатическая система выделяет жиры в тело из пищеварительного тракта. Пранаяма непосредственно воздействует на этот механизм.